Если спросить юргинцев, в чем заключается работа ООО «Юрга Водтранс», наверняка каждый из них ответит – в очистке и подаче в город питьевой воды. Про то, что предприятие занимается еще и водоотведением (или канализованием), вспомнят разве что единицы. Значит ли это,
swiss replica watches что данный вид деятельности играет не столь важную роль в системе жизнеобеспечения города? Об этом мы и поговорили с заместителем главного инженера по водоотведению ООО «Юрга Водтранс» Владимиром Мухтаровичем Кильмухаметовым.
- Владимир Мухтарович, не секрет, что познания многих горожан в области водоотведения ограничиваются лишь сведениями о том, что «где-то там» находятся «какие-то очистные». Неужели и впрямь система канализации столь неприметна?
- Наверное, так и должно быть. Ведь один из главных показателей ее хорошей работы – отсутствие аварийных ситуаций. И то, что простые юргинцы о ней даже не вспоминают – говорит о ее правильном функционировании.
Но на самом деле система канализации – достаточно сложная инфраструктура, немногим уступающая по протяженности трубопроводов сетям водопровода. И не случайно она является одним из основных элементов обеспечения жизнедеятельности города. Как говорится, цивилизация начинается с канализации. Нормальное функционирование системы водоотведения города – это не только удовлетворение жизненных потребностей человека, но и поддержание благоприятной экологической обстановки в городе.
- Исходя из сказанного, можно предположить, что ООО «Юрга Водтранс» этой сфере своей деятельности уделяет не меньшее внимание, нежели водоснабжению? - Именно так. Даже количество персонала, обслуживающего и те, и другие объекты примерно одинаковое. И мы в тех же объемах ведем модернизацию и техперевооружение, что и наши коллеги.
За последние годы мы значительно усовершенствовали самую крупную канализационно-насосную станцию, перекачивающую основную часть стоков на очистные сооружения. Заменили все электрооборудование, внедрили систему управления насосами с применением частотно-регулируемых приводов, организовали автоматизированную систему диспетчерского контроля и управления, установили новые насосные агрегаты. В настоящее время ведем поэтапную замену имеющейся там запорной арматуры на импортные задвижки.
Одна из сложностей устранения аварийных ситуаций на канализационных сетях – отсутствие на них задвижек. Поврежденный участок нельзя взять и перекрыть, как, скажем, при ремонте водопровода. Приходится использовать илососные машины, мотопомпы для перекачки стоков в обход ремонтируемого участка. Но мы постоянно отслеживаем появление каких-либо новинок в нашей области, и с недавних пор стали приобретать отключающие пневматические устройства различных диаметров.
В качестве примера могу рассказать, как с помощью одного из таких устройств в прошлом году был заменен участок трубопровода диаметром 400 мм на коллекторе по улице Московской. За день до ремонта мы провели своего рода тренировку: отключили нужный участок сети и засекли время, за которое он наполняется. Поняв, что на замену у нас есть всего около пятидесяти минут, мы подготовили все необходимое и на следующий день произвели перекладку трубопровода, уложившись в «отведенное» время, не создав неудобств для горожан.
Предприятие старается оснащать всем необходимым и аварийные бригады, работающие при устранении аварий и засоров. Купили американский аппарат для механической прочистки «Питон», приобретаем различные насадки для каналопромывочных машин.
- Тогда следующий вопрос о том, как часто засоряются канализационные сети и по какой причине? - Какой-то общей причины не существует. Иногда это случается из-за ошибок, допущенных при строительстве самих сетей, иногда – из-за разрушения трубопроводов. Во многих случаях виновато наше с вами бескультурье. Чего только не смывают люди в канализацию: тряпки, строительный мусор, пищевые отходы. Порой даже поставщики импортного оборудования заранее предупреждают нас, что в таких условиях российской действительности работать оно просто не сможет.
Количество засоров – один из основных показателей работы предприятия, обслуживающего канализационные сети. Стоит отметить, что в Юрге эта цифра не превышает общероссийскую. А в 2011 году мы и вовсе снизили количество засоров до 625 (ранее было порядка 800). Это – результат хорошей профилактической работы на сетях, которую мы проводим планово, согласно заранее составленным графикам.
- Так или иначе, в конечном итоге все стоки оказываются на очистных сооружениях, которым в этом году исполняется тридцать лет. Насколько сегодня они соответствуют современным требованиям? - Очистные сооружения канализации были сданы в эксплуатацию в 1982 году, а строились они по проектам шестидесятых. Конечно, большинство оборудования за это время устарело и физически, и морально. И предприятие, понимая это, ведет поэтапную реконструкцию всех составляющих данного объекта.
Начальная стадия технологического процесса – механическая очистка стоков. Раньше здесь использовались сороудерживающие решетки устаревшего образца из так называемого «черного» металла. Их быстро «съедала» коррозия, и они зачастую нуждались в ремонте. Сейчас мы установили автоматизированные, из нержавеющей стали. Их внедрение (совместно с винтовым конвейером и отжимным прессом) позволило снизить количество ручного труда и значительно повысить качество механической очистки стоков.
За годы эксплуатации пришли в негодность и железобетонные конструкции песколовок. Главный инженер ООО «Юрга Водтранс» Анатолий Михайлович Фетисов принял решение выполнить их из стали. По нашему заказу их изготовили на одном из юргинских предприятий, и сегодня они успешно выполняют свои функции.
На стадии биологической очистки смонтирована система мелкопузырчатой аэрации. Прежняя была малоэффективна и «отличалась» большим расходом воздуха и электроэнергии. После ее замены уменьшились и энергопотребление, и нагрузка на компрессоры. Заменено на новое все насосное оборудование очистных сооружений.
В настоящее время нами заключен договор с подрядной организацией на замену оборудования отстойников – илосососов и илоскребов.
Еще один достаточно серьезный шаг к повышению эффективности очистных сооружений – монтаж закрытого распределительного устройства для управления электродвигателями компрессоров. Все работы, в том числе и пусконаладочные, уже завершены, и после обучения персонала оно будет запущено в эксплуатацию.
- Если сравнить очистные сооружения ООО «Юрга Водтранс» с «иногородними», в чью пользу будет сравнение? - С уверенностью скажу, что после всех выполненных мероприятий наши очистные можно сравнивать даже с аналогичными объектами крупных городов, где объемы финансирования значительно выше. Мы побывали в различных городах, и хочу отметить, что хуже на их фоне мы не выглядим. И это не пустые слова – сказанное подтверждают и наши постоянные партнеры, занимающиеся поставкой и монтажом оборудования по всей России.
Одним из них недавно проведено обследование очистных сооружений и разработаны мероприятия по их дальнейшей модернизации. Теперь у ООО «Юрга Водтранс» есть четкое видение перспектив развития этого объекта.
Естественно, средств на все задуманное одномоментно мы не найдем. Пока планируется начать лишь реконструкцию первичных и вторичных отстойников. В дальнейшем – разработать проект реконструкции аэротенков. Но, смею заверить, что останавливаться на достигнутом мы не планируем.