Вся история нынешнего ООО «Благоустройство» началась с одного-единственного человека – Леонтия Карловича Вагнера. Его, главного инженера РСУ-9, и назначили 35 лет назад на должность начальника только что созданного дорожного ремонтно-строительного участка ДРСУ-10.
Сейчас 80-летний Леонтий Карлович живет в Германии, но недавно он приезжал в Юргу, так что историю становления предприятия удалось узнать, что называется, из первых рук.
С чистого листа
Юрга росла и нуждалась в новых дорогах, а специализированного дорожного предприятия не было, поэтому город неоднократно ходатайствовал перед облисполкомом о его создании. И вот, 1октября 1975 года вышел приказ об образовании ДРСУ-10, начальником которого назначался Леонтий Карлович Вагнер.
Предприятие создано, а кроме листка бумаги, подписанного высокопоставленными лицами, не было ничего: ни техники, ни помещений, ни производственной базы. Правда, чуть позже выделили старенький ГАЗ-52, «начальничью» «Волгу» и оборотные средства – семнадцать тысяч советских рублей.
На носу зима, поэтому в спешном порядке нужно было набирать работников и искать заказы. И они, стараниями Леонтия Карловича, нашлись: еще до конца года ДРСУ-10 занялся укладкой дорожных плит в районе действовавшей тогда мебельной фабрики.
Потом ДРСУ-10 выделили два помещения, которые тут же (путем установки перегородок) превратились в четыре – бухгалтерию, производственно-технический отдел, приемную и кабинет начальника.
Потихоньку пополнялся и автотранспортный парк: поначалу в Юргу «стаскивали» списанную технику из близлежащих колхозов и совхозов, затем появились два асфальтоукладчика. Со списанной техникой однажды вышла просто анекдотическая ситуация. Приобретенный где-то видавший виды грейдер нуждался, помимо всего прочего, и в кузовном ремонте. За неимением «родных» комплектующих на него установили кабину не то от К-700, не то еще от какого-то трактора. И вот, наблюдавшие за работой грейдера прохожие, поспорили: советского он производства или же заграничного. Самый любопытный спросил у машиниста, чья это техника, а тот ответил: «Вагнера». Спорщик повернулся и радостно крикнул своему оппоненту: «Я же тебе говорил, что иностранный!»
От участка – к управлению
Зимой следующего года в Томске купили асфальтобетонную установку, в разобранном виде доставили в Юргу и смонтировали на территории нынешнего асфальтобетонного завода. Кстати, участвовавший в ее транспортировке Владимир Ильич Долгих до сих пор трудится на предприятии.
Уже в июле 1976 года ДРСУ-10 выпустил первую партию собственного асфальта. Тогда и работы появилось, хоть отбавляй. Стараниями коллектива участка построены проезжие части улиц Исайченко, Мира, Заводской, Абразивной (и многих других), дорога на пристань, большинство дорог в пристанционной части города. Немало было сделано на территории машзавода и в деревнях Юргинского района.
Кроме того, строили объекты и для собственных нужд: железнодорожный тупик для разгрузки вагонов, хранилище инертных материалов, дробильный комплекс.
В течение одного строительного сезона ДРСУ-10 осваивал порядка трех с половиной миллионов рублей (в пересчете на нынешние деньги это, пожалуй, более двухсот миллионов), выпуская до 53 тысяч тонн асфальта. Объемы, которым сегодня позавидовала бы любая юргинская организация, позволили ДРСУ-10 перерасти рамки участка, и в 1978 году он был реорганизован в СДРСУ-10 – специализированное дорожное ремонтно-строительное управление.
В эпоху дефицита
Надо сказать, что предприятие «кормилось» не только за счет строительства дорог. Было здесь и подсобное хозяйство, где выращивалось до ста двадцати свиней. Так что в эпоху всеобщего дефицита каждому работнику ежегодно доставалось почти по пятьдесят килограммов мяса.
Но, как говорится, не мясом единым… С жильем в те времена тоже было непросто, поэтому решено было построить собственное. Дома по улице Павлова, 18 и улице Ленинградской, 30А возводили так называемым хозспособом – своими силами, за свои же деньги. Сами заготавливали лес, «выбивали» стройматериалы. Плиты перекрытия, к примеру, удалось получить лишь «в обмен» на асфальтирование территории производившей их кемеровской организации.
Трудностей было много, но, так или иначе, дома были построены, и 69 семей обзавелись собственными квартирами.
Череда перемен
Преобразование дорожного ремонтно-строительного участка в управление оказалось не единственным в череде реорганизаций: позже СДРСУ-10 стало малым предприятием «Дорожник», затем – МУПом с тем же названием. Но коренным образом «жизнь» предприятия изменилась спустя двадцать с небольшим лет после его создания, когда в 1996 году к нему присоединили комбинат коммунальных предприятий «Зеленстрой» и полигон твердых бытовых отходов.
Отныне МУП «Благоустройство» (а именно так стало называться предприятие) стало отвечать не только за строительство и ремонт дорог, но и за их летнее и зимнее содержание, а также за вывоз мусора.
Этим же занимается сегодня и ООО «Благоустройство», сохранившее название после смены формы собственности в 2006 году. В любое время года на улицы города выходит дорожная техника, в кварталах ежедневно снуют мусоровозы, «опустошая» контейнеры с бытовыми отходами, а в летний период на юргинских дорогах появляются катки и асфальтоукладчики. И у всей этой техники, при всем ее разнообразии, есть одно общее – эмблема ООО «Благоустройство». Эмблема предприятия, делающего Юргу немножечко чище, немножечко красивей и оттого немножечко любимей.